ne_nai (ne_nai) wrote,
ne_nai
ne_nai

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Categories:

Коллекция Лейхтенбергских-Богарне. Часть 2.

Первая часть - ЗДЕСЬ.
Кстати, в ближайшую субботу в особняке Румянцева - программа, посвящённая Дарье Лейхтенбергской.
И вот ссылка на Гос. музей истории Спб: http://www.spbmuseum.ru/ Надеюсь, кому-нибудь пригодится:)


НЕИЗВЕСТНЫЙ ФРАНЦУЗСКИЙ ХУДОЖНИК КОНЦА XVIII в.
ПОРТРЕТ АЛЕКСАНДРА БОГАРНЕ. Первая половина 1790-х. Холст, масло. 62 x 50
Картина поступила в Эрмитаж как портрет неизвестного. Отождествлена В.Н.Березиной на основании сопоставления с гравированными портретами Александра Богарне работы Ж.-Б.Верите, Ф.Г.Физингера, Б.Готье. По мнению В.Н.Березиной, имеется также сходство модели на эрмитажном портрете и на миниатюре с изображением Александра из ГМИИ им. Пушкина. Правда, некоторые сомнения в идентификации мужчины, изображённого на эрмитажном портрете, рстаются. Существуют портреты Александра Богарне, которые не похожи на этого персонажа, но считающиеся или считавшиеся портретами Александра Богарне. Например, полотно, ранее приписывавшееся Жозефу-Мари Вьену, ошибочно считалось изображением Александра Богарне. Правда, в настоящее время указанная картина определена как "Портрет князя Алексея Андреевича Голицына (1767-1800)" работы Йозефа Крейцингера и хранится в Эрмитаже. Следовательно, вопрос об отождествлении лица на эрмитажном портрете остаётся открытым и нуждается в дальнейшем изучении.



ЛОЖЬЕ, Жан Никола (1785, Тулон - 1875, Аржантей). Французская школа.
ПОРТРЕТ КОРОЛЕВЫ ГОРТЕНЗИИ.

Гравюра резцом на стали по живописному оригиналу Анн-Луи Жироде-Триозона (1767-1824). 31,4 x 24,8
Гортензия Евгения де Богарне (1783-1837), дочь генерала Александра, виконта де Богарне и Жозефины. Благодаря разносторонним дарованиям, уму и приятному нраву Гортензия слыла "украшением двора консула и императора".




НЕИЗВЕСТНЫЙ западноевропейский художник первой половины XIX века.
ПОРТРЕТ ЕВГЕНИЯ БОГАРНЕ. Холст, масло. 41 x 43. ГЭ

Семнадцатилетний Евгений Богарне изображён в мундире ординарца Наполеона.
Копия портрета кисти Гро, находящегося в Национальном музее замка в Версале (другая копия - в Национальном музее замка в Мальмезоне). Антуан Жан Гро написал оригинал портрета по заказу Жозефины в Милане в 1798.
Ни с одним из художников подпись на картине отождествить не удалось.
В каталоге написано: "публикуется впервые".




ШТИЛЕР, Йозеф Карл (1781, Майнц - 1858, Мюнхен). Немецкая школа.
ПОРТРЕТ ЕВГЕНИЯ БОГАРНЕ. Холст, масло, 72 x 59. ГЭ

Йозеф Штилер - один из крупнейших мюнхенских портретистов первой половины XIX века, придворный баварский художник. Начиная с 1815, неоднократно писал портреты Евгения Богарне.




РИХТЕР, Иоганн Генрих (1803, Кобленц - 1845, Кобленц). Немецкая школа.
ПОРТРЕТ ЕВГЕНИЯ БОГАРНЕ. Холст, масло. 132 x 102. ГЭ

Евгений Богарне изображён в форме генерала наполеоновской армии с лентой и звездой ордена Почётного легиона, звездой итальянского ордена Железной короны и саблей, хранящейся в Эрмитаже. В правой руке - подзорная труба.
Портрет написан в 1830-е, когда Рихтер работал в Мюнхене, исполняя заказы Лейхтенбергских. Образцом для него были прижизненные портреты Богарне Й.К.Штилера.




МУКСЕЛЬ, Иоганн Непомук (1790, Мюнхен - 1870, Ландсхут), немецкая школа.
ПОРТРЕТ ГЕРЦОГА ЕВГЕНИЯ ЛЕЙХТЕНБЕРГСКОГО.

Литография по живописному оригиналу Йозефа Штилера (1781 - 1858), печать и издание Йозефа Зельба (1784-1832), 59,7 x 36,0
Местонахождение живописного оригинала, пробраза данной литографии, неизвестно.
Евгений Богарне представлен весьма романтично, завернувшимся в плащ, на фоне гористого, вероятно, итальянского, пейзажа (портрет посвящён "Её Королевскому высочеству", т.е его, вице-короля Италии, жене). Правой рукой он держит ставшую знаменитой парадную саблю, которая ныне хранится в собрании Эрмитажа.




ИЗАБЕ, Жан-Баптист (1767, Нанси - 1855, Париж). Французская школа.
ПОРТРЕТ ЕВГЕНИЯ БОГАРНЕ. 1815. Бумага, акварель; рамка - бронза, дерево 13,6 x 10,1 (овал)

В 1814-1815 Изабе работает в Вене, куда был приглашён Талейраном сделать рисунок заседания Венского конгресса. Он создаёт многочисленные портреты его участников. Мастерскую художника для сеансов позирования посещали самые влиятельные персоны европейских дворов и члены их делегаций. Очевидно, тогда же был создан портрет (1815), схожий по типу с портретом из Мальмезона (1814).
Евгений Богарне изображён со звездой ордена вятого Губерта Баварского и знаками орденов Золотого Руна, Поочётного легиона, Железной короны.




КАРОННИ, Паоло (1779, Монца - 1842, Мейланд). Итальянская школа
ПОРТРЕТ ЕВГЕНИЯ БОГАРНЕ. Гравюра резцом. 46,7 x 31,8

Евгений Богарне представлен здесь в должностном мундире вице-короля Италии с орденами Почётного легиона и Железной короны.
Гравюра является парной к портрету жены Евгения Богарне, Августы Амалии, также гравированному Паоло Каронни, учеником Джузеппе Лонги (в эрмитажной коллекции отсутствует).




ФЕРТИГ, Игнац (1809, Мюле, близ Ашаффенбурга - 1858, Мюнхен). Немецкая школа.
ПОРТРЕТ АВГУСТЫ АМАЛИИ.

Литография по оригиналу Франца Серафа Ханфштенгля (1804-1877), 60,5 x 44,6
Августа Амалия фон Виттельсбах, герцогиня Лейхтенбергская, старшая дочь короля Баварии Максимилиана I и Августы Вильгельмины Гессен-Дрмштадской. Была бручена с Карлом Баденским, однако император Наполеон выбрал её, 17-летнюю принцессу, в жёны своему пасынку Евгению. У супругов родилось семеро детей. Сын Максимилиан женился на старшей дочери императора Николая I.




ХОЕ, Фридрих (1802, Байройт - 1870, Мюнхен). Немецкая школа.
ПОРТРЕТ МАКСИМИЛИАНА ЛЕЙХТЕНБЕРГСКОГО. Литография по рисунку Дитриха Монтена (1799 - 1843). 65, 4 x 51, 0




ДИЦ, Самуэль Фридрих (1803 - 1873), немецкая школа.
ГЕРЦОГ МАКСИМИЛИАН ЛЕЙХТЕНБЕРГСКИЙ НА ФОНЕ ЦАРСКОСЕЛЬСКОГО ПАРКА. 1840. Карандаш, тушь кистью. 420 x 320 мм

Герцог изображён на фоне Царскосельского парка. На нём сюртук с генеральскими эполетами, на боку палаш. В руке держит шляпу с белым каввалерийским плюмажем.
В каталоге написано, что "публикуется впервые".




ДИЦ, Самуэль Фридрих (1803 - 1873). Немецкая школа.
ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ МАРИЯ НИКОЛАЕВНА, ГЕРЦОГИНЯ ЛЕЙХТЕНБЕРГСКАЯ. 1840. Карандаш, тушь кистью. 460 x 360 мм.

Великая княгиня изображена в императорской горностаевой мантии, которая придаёт карандашному портрету несвойственную ему официальность. Возможно, эта работа исполнялась для перевода в гравюру, что достаточно характерно для практики Дица.
Самюэль Диц получил образование в Мюнхенской академии художеств. Специализировался в области карандашного портрета. Имел репутацию блестящего светствого портретиста. В 1839-1840 побывал в Санкт-Петербурге. Помимо представителей императорской фамилии и влиятельных сановников, им были запечатлены такие деятели русской культуры, как И.А.Крылов, В.А.Жуковский, П.А.Вяземский.
Сейчас в Эрмитаже хранится 11 рисунков мастера, большая часть которых, включая оба экспонируемых, происходит из петербургского собрания герцогов Саксен-Альтенбургских.
Публикуется впервые.




ЖАЛАБЕР, Шарль-Франсуа (1819, Ним -- 1901, Париж). Французская школа.
ПОРТРЕТ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ МАРИИ НИКОЛАЕВНЫ. 1869. Холст, масло. 143 x 100

Портрет был заказан великой княгиней в июле 1867 г. во время её пребывания во Франции (в Трувилле) и закончен в 1869. Портрет кисти Жалабера принадлежал к числу немногих произведений современных художников в её собрании. В Россию картина была отправлена в 1870, после внеконкурсного показа на выставке в парижском Салоне.




ГАУ, Владимир Иванович (1817 - 1895). Русская школа.
ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ ДЕТЕЙ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ МАРИИ НИКОЛАЕВНЫ. Ок. 1863. Акварель, белила. 460 x 570 мм.

На портрете изображены слева направо: Сергей (в фирменной курточке с отложным воротником младших классов кадетских корпусов), Евгения, Георгий (в красной русской рубахе), Евгений (в сюртуке военно-учебных заведений), Елена, Мария, Николай (в мундире офицера Павлоградского гусарского полка с флигель-адьютантскими аксельбантами). Дети в.к.Марии Николаевны изображены в гостиной под стоящим на шкафчике бюстом Марии Николаевны работы немецкого скульптора Х.Д.Рауха, который был выполнен в мраморе в 1843. Экземпляр из Зимнего дворца находится в собрании Эрмитажа. Второй, принадлежавший Марии Николаевне, изображён на этой акварели. Сейчас он находится в собрании Русского музея.



ЖЕРАР, Франсуа (1770, Рим - 1837, Париж). Французская школа.
ПОРТРЕТ КНЯЗЯ ВИКТОРА ПАВЛОВИЧА КОЧУБЕЯ. 1809. Холст, масло. 66 x 55,5. ГЭ

Виктор Павлович Кочубей (1768-1834) – видный государственный деятель, дипломат.
Костюм Кочубея украшают знаки орденов Св. Владимира II степени и Св. Александра Невского.
Внук Виктора Павловича Кочубея, Лев Михайлович Кочубей (1862-1927) женился в 1893 году на Дарье Евгеньевне Лейхтенбергской. Таким образом, семейные роды князей Кочубеев и герцогов Лейхтенбергских соединились.



ВИЖЕ-ЛЕБРЕН, Мари Луиза Элизабет (1755, Париж - 1842, Париж). Французская школа.
ПОРТРЕТ ГРАФИНИ М.В.КОЧУБЕЙ. 1801 (?). Холст, масло. 147 x 110. ГЭ

Мария Васильевна Кочубей (дочь князя Василия Семёновича Васильчикова и Анны Кирилловны Разумовской, дочери гетмана)
В 1799 году Мария Васильевна вышла замуж за графа (князем он стал в 1831 г) Виктора Павловича Кочубея. Из-за того, что сватовство произошло внезапно, предполагали, что таким образом Кочубей постарался избежать брака с фавориткой императора Лопухиной. Легенда эта, видимо, не лишена оснований, поскольку сразу после свадьбы граф лишился своего поста и поспешно уехал с женой в Дрезден, где они прожили до воцарения Александра I.
На портрете Мария Васильевна изображена рисующей бюст своего дяди – князя А.С.Васильчикова.
В мемуарах Виже-Лебрен этот портрет не упомянут среди работ, сделанных ею в России. Сомнительно, принимая во внимание поспешность бракосочетания и отъезд из России, что художница успела написать портрет в 1799 году. Однако известно, что знаменитая портретистка по пути на Родину на некоторое время задержалась в Германии. Видимо, в Дрездене и был написан этот портрет.
Вариант портрета находится в музее-усадьбе «Архангельское». Он был передан туда в 1930-х из подмосковного имения Голицыных Покровское-Урюпино.

Все портреты и цитаты - из книги http://www.spbmuseum.ru/publication/123/3395/

А ещё я купила книгу "Живописный портрет": http://www.spbmuseum.ru/publication/123/1782/ Тоже не могу налюбоваться:)
И много других:))
Tags: ~Лейхтенбергские, ~Мария Николаевна
Subscribe

  • Как алгебраично!

    Надеюсь, понравится не только математикам:))

  • Магнитная болезнь))

    Пока нет времени писать что-то серьёзное, разбавлю Прованс совсем несерьёзным)) На прошлой неделе в ru_travel мерялись магнитами, у кого больше их…

  • Всё тайное становится явным:)

    Помните забавный эпизод из воспоминаний Шаляпина, где он прибрал к рукам хрустальный бокал одной из великих княгинь? Я ещё восклицала "Интересно,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments

  • Как алгебраично!

    Надеюсь, понравится не только математикам:))

  • Магнитная болезнь))

    Пока нет времени писать что-то серьёзное, разбавлю Прованс совсем несерьёзным)) На прошлой неделе в ru_travel мерялись магнитами, у кого больше их…

  • Всё тайное становится явным:)

    Помните забавный эпизод из воспоминаний Шаляпина, где он прибрал к рукам хрустальный бокал одной из великих княгинь? Я ещё восклицала "Интересно,…